10 ноября 1935 года – решающая веха в истории осетинской культуры. В этот знаменательный день был открыт Северо – Осетинский государственный театр. Его рождение было воспринято как событие огромной важности, как большой знаменательный праздник. Актерами этого театра стали выпускники первой осетинской студии при ГИТИС-е. Их первыми педагогами были выдающиеся актеры и режиссеры Художественного Театра – В.Я. Станицин, И.М. Раевский, Е.Г. Маркова, Р.Симонов – и осетинский профессиональный актер Б. Тотров. Подготовленные дипломные спектакли студийцев «Платон Кречет» А.Корнейчука, «Лгун» К.Гольдони, французский фарс «Адвокат Патлен», «Летающий доктор» Ж.Мольера, были с восторгом приняты осетинским зрителем, национальный театр прочно вошел в быт осетин, став его любимым детищем. Этому способствовал яркий, самобытный талант первых актеров театра: С.Таутиева, С.Икаевой, Б.Борукаева, П.Цирихова, В.Гусиева, М.Цаликова, В.Баллаева и А.Дзукаевой, И.Кокаева, А.Дзугкоевой, В.Макиева, В.Комаевой и многих других, заслуживших право на вечную и благодарную память своего народа.
Вместе с выпускниками ГИТИС-а стремительно расцветали яркие дарования В.Тхапсаев и В.Каргиновой, получивших профессиональную подготовку в студии Русского театра Владикавказа. Н.Саламов, Е.Туменова, К.Сланов, Б.Калоев, Т.Кариаева, Ю.Мерденов, Д.Темиряев, В.Галазов, З.Кочисова, В.Уртаева, Б.Тулатов – воспитанников студии Осетинского театра. Имена этих признанных мастеров сцены, наделенных высокими званиями народных и заслуженных артистов России и РСО – Алания, по праву внесены в сокровищницу национальной сценической культуры Осетии.
Осетинский театр требовал создание своей национальной драматургии. К этому времени в Осетии были известны имена первых дореволюционных драматургов Е.Бритаева и Р.Кочисовой. Но национальный театр нуждался в современной драматургии, которая способна обобщить в себе многовековой опыт духовно-исторического развития осетинского народа, его нравственные идеалы, особенности быта и национального характера. Этим требованиям отвечали пьесы молодых осетинских литераторов: «Афхардты Хасана» Д.Мамсурова, «Чермен» Г.Плиева, «Таймураз» С.Кайтова, «Мать сирот» Д.Туаева, «Перед грозой» Е.Уруймаговой, «Черная девушка» Р.Хубецовой, «Мстители» Д.Темиряева, «Сармат и его сыновья» Н.Саламова – положивших начало героико-романтической направленности осетинского театра. В репертуаре театра значительное место всегда занимала комедия. Именно она первой в осетинской драматургии пробила дорогу на всесоюзную сцену.Во многих театрах страны ,шли в свое время: «Женихи» А.Токаева», «Муж моей жены» Г,Хугаева, «Я не женюсь» И.Гогичева, «Две свадьбы» Н.Саламова и З.Бритаевой. Одна из самых любимых народом комедий «Желание Паша» на протяжении многих лет не сходит с афиш театра.
Особое место в репертуаре осетинского драматического театра всегда занимали произведения мирового классического наследия. Пушкин, Лермонтов, Островский, Горький, Гоголь, Еврипид, Софокл, Гольдони, Мольер, Шиллер, Лорка, Лопе де Вега, Бомарше. Но особое место принадлежало Шекспиру. В разные годы на сцене театра ставились «Отелло», «Король Лир», «Гамлет», «Макбет», «Кориолан», «Двенадцатая ночь», «Ромео и Джульетта», «Много шума из ничего», «Тимон Афинский», «Виндзорские проказницы». Трудно найти еще один театр, который так систематически и успешно бы работал над произведениями Шекспира. С его именем в Осетии связано и имя народного артиста СССР В.Тхапсаева. Три роли- Отелло, Король Лир и Макбет стали явлением мирового театрального искусства. Сегодня его имя носит Осетинский театр. Современный СОГАТ стремится отражать в своих спектаклях реалии времени, сложный многогранный мир эпохи. Он формирует свой репертуар из лучших произведений национальной и мировой классики. Театр и сегодня полон желания творить, создавать и дарить людям радость общения с великим открытием человечества, имя которому – Театр.